8(495) 411-91-09
11 Июн
Недавно мы наконец-то смогли купить давнюю мечту — стол трансформер, который может использоваться как обеденный или журнальный благодаря возможности изменять высоту и размер столешницы. Старый журнальный стол, следственно, в гостиной был уже не нужен, и его решили переделать в обеденный для кухни, поскольку его компактная столешница 70х70 см — как раз то, что нужно для нашей крохотной комнатки площадью 5 кв.м. Конечно, старые ножки уже не подходили, и мы купили новые полые металлические, очень легкие.
Давняя мечта — иметь на кухне стол, который не нужно застилать клеенкой. Поэтому сразу было решено защитить столешницу яхтным лаком, который образует очень прочное водостойкое покрытие. Кроме того, поверхность приобретает отличный блеск, и поэтому очень подходит для имитации каменной фактуры. Правда, художников среди нас нет, и попытки точно воспроизвести вид натурального камня провалились, но нас так просто не собьешь с намеченной цели, и мы решили создать камень фантазийного рисунка и нужной нам гаммы, сочетающейся со светлыми кухонными панелями и ламинатом под грушу. Получившийся результат вы можете оценить по фото.
Использованные материалы и инструменты
Последовательность реставрации стола
Шаг 1. Удаление старого лака и отслаивающейся краски
Профессионалы советуют удалять старый лак полностью, и мы честно пытались это сделать, используя сначала крупнозернистую наждачную бумагу, и постепенно переходя на нулевку. Но старый лак полностью снять не удалось, как ни старались. Возможно, шлифмашинкой можно было бы добиться лучшего результата, но, опять же, не хотелось делать лишних расходов ради одной реставрации. Мы легкомысленно и полные оптимизма решили, что достаточно мучиться и пора переходить к следующему этапу.
Шаг 2. Устранение дефектов поверхности
Обычно на старых столах бывают сколы, крупные царапины и проч. У нас поверхность выглядела неплохо (мы использовали нижнюю столешницу бывшего двухъярусного журнального стола), но нужно было заделать монтажные отверстия, которые предназначались для соединения крепления ножек между столешницами и специальных стоек для периодики.
Мы смешали мелкие опилки (просеяли через металлическое сито) с клеем ПВА и плотно заполнили отверстия «с горкой». Оставили до полного высыхания и отшлифовали наждачной бумагой, чтобы уровень стал вровень со столешницей.
Шаг 3. Грунтовка
Наносим белую акриловую краску в два слоя с промежуточной просушкой. Использовали для нанесения губку. После высыхания мелкой абразивной бумагой обрабатываем поверхность до гладкости. У нас столешница была темная, но два слоя грунтовки оказалось вполне достаточно для нашей затеи. На фотографии видны яркие белые пятна на месте бывших отверстий.
Шаг 4. Нанесение фоновых пятен
В профессиональных мастер-классах этот этап обычно отсутствует, но мы-то не художники, и добиться сложных переходов цвета в два окрасочных этапа точно бы не смогли, поэтому для большей декоративности придумали эту стадию. В натуральном камне включения бываю нескольких типов: крупные пятна разной формы, точки, слои, прожилки. На этом шаге мы имитируем пятна и точки.
Используем несколько подходящих для нашей идеи оттенков. Вначале равномерно по столешнице распределяем губкой пятна лимонного, желтого и бежевого цвета. Сразу после нанесения пятна растушевываем (размазываем) широкой мягкой кистью в разные стороны. Потом наносим более контрастные пятна, но уже не равномерно, а как бы кривыми линиями, и тоже растушевываем. Внизу на фото видно, как распределены темные пятна и точки. Точки получаются естественным образом из-за того, что мы разные части губки прижимаются к столешнице с разным нажимом, а перед нанесением излишек краски с губки снимаем (вначале «чпокаем» по бумаге, и только потом по столу).
После высыхания вновь обрабатываем поверхность «нулевкой», чтобы придать столешнице гладкость.
Шаг 5. Имитация слоистых включений
Для этого этапа все нужные оттенки смешали с разбавителем для акриловых красок и добавили воды, чтобы масса была достаточно текучей. Вот фото с шестью разведенными оттенками, которые мы будем использовать на этом этапе.
Удобнее работать кистью толщиной 2 см, нанося разные оттенки на каждый край. Но у нас такой кисти не было, и мы брали две толщиной по 1 см, держа их, как палочки для еды. Наносили на каждую разный оттенок и проводили сразу две цветные линии неправильной формы. Сразу после этого широкой мягкой кистью смазывали краски в одну сторону (см.фото).
Продолжали так же, набирая на кисти два других оттенка и чередуя цвета разными способами. Слои располагали группами, в которых линии были примерно одинаково направлены. В каждой такой группе краски нужно растушевывать в одном направлении. Рисунок на боковых сторонах должен быть естественным продолжением линий на горизонтальной поверхности, чтобы создавалось впечатление цельной каменной плиты. На фото показано, как выглядел стол после создание двух слоистых групп и по завершении этапа.
Мы снова обработали поверхность наждачкой. Но на этом этапе из-за тщательной растушевки и применения разбавителя для красок практически абразивом ничего не снялось. Но лучше перестраховаться, поскольку недостаточно гладкая поверхность испортит эффект имитации.
Шаг 6. Создание прожилок
Прожилки мы делали только трех оттенков (ниже на фото). Мы также использовали разбавитель на этом этапе. Самые светлые прожилки будут почти незаметны, но их присутствие придает глубину нашему «камню».
Прожилки мы пытались располагать ближе к слоистым линиям похожего оттенка. Наносили их мягкой тонкой кистью. Обычно тонкие линии не растушевывают, но как-то показалось, что с растушевкой рисунок получается мягче. Здесь видно, как выглядят две первые нанесенные прожилки.
А вот тут уже примерно половина столешницы заполнена прожилками и очень хорошо заметно, насколько реалистичнее с ними становится имитация камня.
А вот уже вся столешница после завершения окрасочных работ и, более крупно, один из фрагментов.
Шаг 7. Нанесение лака
Лучше использовать респиратор, так как лак на органической основе. И работать на улице или балконе, не занося столик внутрь квартиры. Наносить лак нужно достаточно толстым слоем, чтобы он равномерно растекся по поверхности. Но одновременно следует избегать подтеков лака на боковых сторонах. Мы перестраховались, и вначале нанесли лак двумя слоями с просушкой между ними на верхнюю поверхность столешницы, а потом поочередно обработали аналогично каждую боковую сторону, устанавливая столешницу боком так, чтобы обрабатываемая грань располагалась горизонтально. Столик при этом подпирали табуретками.
Лак у нас сох долго, каждый слой по двое суток, хотя на упаковке было указано меньшее время. В результате этот этап из-за медленной сушки стал для нас самым продолжительным. Кисть мы промывали сразу после работы уайт-спиритом дважды, чтобы она оставалась мягкой. Купленный нами лак не был абсолютно прозрачным, он имеет желтоватый оттенок. Нам, к счастью, это совсем не мешало.
Шаг 8. Закрепление ножек
Тут все зависит от конкретной конструкции ножек, и, собственно, ничего сложного нет. Мы прикрутили крестовой отверткой к нижней стороне столешницы пластины с резьбой и вкрутили ножки. Нас только расстроило, что мы не смогли подобрать более подходящих к дизайну столешницы ножек, выбор крайне ограничен. Зато наши оказались очень легкими, а поскольку и столешница из натурального дерева, то обеденный столик очень легко передвинуть. Обычно он стоит в углу кухни, но даже подросток легко переставит стол в центр комнаты, если нужно усадить больше людей.
Так в нашей кухне появился яркий и жизнерадостный отреставрированный стол, на который не страшно пролить жидкость. И пусть точно такого минерала не существует в природе, тем приятнее быть обладателями единственной на свете «каменной» столешницы.