8(495) 411-91-09
11 Июн
Когда вы традиционно украшаете дом к пасхе, то неизбежно возникает желание иметь постоянный запас пасхальных яиц для различных композиций. Мы решили сделать их из папье-маше. Рецептов массы опубликовано много, но мы выбрали самый простой, тем более, что все компоненты дома были. Да и нужно-то всего только опилки и клей ПВА.
Процесс очень прост: смешиваем опилки с клеем и лепим нужные заготовки или вручную, или с помощью подходящей формы, как песочные фигурки. Секретов немного:
1. Опилки должны быть достаточно мелкими. Если нужно, просейте столярные отходы через металлическое сито.
2. Клей добавляют по минимуму, чтобы масса слипалась под усилием. Тогда заготовка даже во влажном состоянии будет неплохо держать форму, не оплывет.
3. Если вы используете форму, рекомендую сделать заготовки с запасом: они немного оседают, причем, некоторые получаются кривобокими. Поскольку яйца склеиваются из двух половинок, то потом приходится перебирать заготовки, чтобы подобрать одинаковые.
После формования яиц нужно подождать примерно пару месяцев, пока заготовки окончательно высохнут. Поэтому лучше убрать их повыше, вне досягаемости детишек или животных.
После сушки, если вы делали половинки яиц, их склеивают попарно тем же ПВА. На этой же стадии можно выровнять форму смесью самых мелких опилок с клеем. Мы так заделывали швы по стыку и крупные выемки на поверхности.
Снова ждем, пока все высохнет, и ошкуриваем поверхность заготовок вначале средней, затем мелкой наждачной бумагой. Внизу вы видите, как выглядят заготовки вначале, после грубого ошкуривания и после окончательной обработки.
Мы использовали четыре способа декора. Первые этапы везде были одинаковыми:
Затем техника декорирования различалось.
Яйцо 1: контурный орнамент
Наше первое небольшое яйцо мы вылепили самостоятельно вручную (на фото хорошо заметно несовершенство формы). Покрасили заготовку в светло-желтый цвет (для окрашивания всегда используем водорастворимые акриловые краски), нанесли на поверхность точки, капельки и линии гелиевыми контурами. Узоры наносятся поочередно на каждую сторону с промежуточной сушкой. Время высыхания можно ускорить, направив горячий воздух из фена.
Затем кое-где нанесли золотистые блестки (использовали клеевой глиттер), и после высыхания покрыли дважды акриловым лаком. Вот это яйцо.
Яйцо 2: цветущий декор
Второе яйцо украсили декупажными цветочными мотивами. Здесь на сайте техника уже подробно описана, потому не повторяюсь. Единственная сложность — из-за небольшого формата яйца пришлось работать с очень мелкими мотивами, собирая общий рисунок. После высыхания клея покрыли поверхность дважды акриловым лаком. Результат — ниже.
Яйцо 3: каменный декор с пейзажем
Самый трудоемкий вариант из опробованных нами. Вначале мы создаем «мраморную» фактуру поверхности. Нужно разорвать подходящие по цветовой гамме фотографии на мелкие бесформенные клочки. Затем у каждого кусочка отделяем и выбрасываем белые бумажные слои, оставляя только тонкий слой с изображением. Когда фотография разорвана, это сделать нетрудно.
При желании можно вначале удалить бумажные слои с обратной части фото, а потом разорвать на кусочки. Для этого несколько раз приклеивают скотч к обратной стороне и срывают его вместе с бумагой. Вместо фото можно использовать картинки их художественных календарей, только предварительно нужно убедиться, что изображения на них можно частично стереть растворителем.
Подготовленные кусочки мы наклеили на заготовку, используя ПВА. С одной стороны оставили овальный участок, чтобы вклеить туда изображение пейзажа. Наклеиваем фрагменты немного внахлест. Затем обрабатываем поверхность ацетоном или другим растворителем (мы использовать жидкость для удаления лака), чтобы обесцветить рисунок. Делайте это, пока результат не устроит. При такой обработке полустертое изображение начинает напоминать каменные прожилки. Вы видите первоначальный и обработанный результат ниже.
Затем мы наклеили на оставленную овальную часть кусочек пейзажной фотографии. Для этого вырезается заготовка по размеру, затем она раскладывается на поверхности яйца и делаются складки в нескольких местах, чтобы удалить лишние части и наклеить изображение ровно. Намеченные складки вырезаются. Старайтесь сделать надрезы на таких местах, где нет существенных для композиции элементов изображения.
С обратной стороны удаляется бумага до тонкого верхнего слоя. Мы для этого смочили бумагу и просто скатали пальцем. Подготовленный фрагмент наклеивается на яйцо, и после высыхания все дефекты маскируются красками. Ниже вы видите отдельные стадии этого этапа.
Затем приступаем к декорированию границы. Вначале гелиевым контуром мы сделали выпуклый ободок, и подождали, пока он высохнет. Перебрав разные варианты дальнейшего оформления, решили обклеить ободок мелким флористическим материалом: когда-то привезли с поля желтые цветы, когда они высохли и стали осыпаться мелкими иголочками, просто отсеяли эти части цветков и сохранили на всякий случай. На фото вы видите пакетик с этим материалом.
После высыхания наклеенных на ободок частичек мы украсили их сверху золотистыми блестками, а затем в несколько слоев нанесли лак. Заодно сделали подставочку из пластиковой крышки от бутылки, тоже декорировав ее под камень. Ниже — результат в разных ракурсах.
Яйцо 4: «ювелирное»
У кого с годами не накапливается сломанная бижутерия или облетевшие стразы? Ими вполне можно декорировать различные поделки. Наше «яйцо Фаберже» мы предварительно покрасили в красный цвет. Затем создали два овальных обрамления, используя тонкую тесьму с серебристыми блестками. В одном овале создали крест, в другом — надпись «ХВ». Все наклеивали на бесцветный «Момент Кристалл».
Боковые части, макушку и основание пасхального яйца украсили флористическим орнаментом, используя красный гелиевый контур и красные глиттеры. Затем оставшиеся пустыми участки красного цвета покрыли дважды акриловым лаком. Так выглядит яйцо после всех этапов.
Для нашего варианта изготовления и декора пасхальных яиц не потребовалось специальных умений, как видите. Всю работу можно выполнять с детьми, а использовать такие яйца можно и для оформления дома, и как подарок.